title
Странствия в глубине души


Спектакль «Кихот и Санчо», самый странный, пленительно странный спектакль прошлого сезона, переживший и смену состава, и переезд из Центра Вл. Высоцкого на сцену Театра Наций и обратно, — не могут выбросить из памяти даже те, кому он не нравится. И, уж поверьте, гораздо приятнее принадлежать к тем, кому он нравится, — дабы приобщиться к редкому виду удовольствия, удовольствия интеллектуального.
Текст фантазии на бессмертную тему, сочиненный нашим современником, поэтом Виктором Коркия, хочется вслед за актерскими репликами записать слово в слово (многие зрители именно так и делают) и растащить на афоризмы. Простите, удержаться от цитаты не могу: «Что главное в пустом пространстве? Гулкость — естественный критерий пустоты». И еще: «О, рыцарский роман — великий жанр! — Он устарел… — Тем более великий — раз он себе позволил устареть!». И еще, еще: «Нет, ваша милость. За что вас убивать? Я вас люблю. — За это и убей»… Остановиться просто невозможно. Но лучше все же наблюдать за сценой.
Отсутствие четкого сюжета нисколько не мешает актрисе Оксане Мысиной, чьим режиссерским дебютом стал этот спектакль, и ее партнерам сплетать изысканное кружевное действо с отчетливым и очень сильным смыслом. Нет, в самом деле — что может быть важнее в жизни человека, чем творчество: ну да, растет вот из нивесть какого сора, мучения ужасные несет. Зато и радость — мало с чем сравнима. Компания творцов в спектакле забавна и пестра, ведь в ней не только люди — Дон Кихот (удивительно точно попавший в образ Алексей Зуев) и Санчо (блистательная Мысина), — но и Конь с Ослом, и все друг другу цензоры, критики и коллеги. Все они с неподражаемым остроумием ищут собственное «я», и не где-нибудь, а в глубине души, где «страшный мрак». Теряют равновесие, падают и поднимаются, воюют с колдунами… Жалуются и жалеют, любят и грезят, шалят и мечтают о славе.
Конь Росинант «в глубине души» — прелестная маленькая женщина (актриса Алла Санникова — воплощенная нежность), а Осел — философ-материалист (весьма любопытно, в очередь с замечательным Игорем Санниковым, Серого играет иногда сам автор пьесы Виктор Коркия). А главный герой — скорее, даже не Кихот, который изначально, заданно, а порой и деспотично, поэтичен, а более земной и человечный Санчо, Кихота теневая сторона, его же женское начало и даже временами — провокатор конфликтов между лидером-синьором и самим собой, всегда вторым, живущим в его знаменитой тени, навечно подключенным к его энергии да еще и обязанным все время напоминать хозяину о его исключительном предназначении и недопустимости паденья с пьедестала… «Никто во мне меня не видит. ..», — горько сетует Санчо, и разве этот вопль не актуален? Но все-таки — любовь в нем побеждает и преданность не дает эгоизму прорваться на первый план в этом столь многоплановом характере.
Комедия с трагическим уклоном, а может быть, наоборот — трагедия с комическим, спектакль этот — очень светлый. Его метафоричность весьма оптимистического свойства, а режиссерские находки, при кажущейся простоте, — продуманно изящны и точны. При полном отсутствии пафоса — даже намек на него тут же снижается, например, уморительным аккомпанементом на расческе патетическому концерту «Аранхуэс» Х. Родриго — здесь отчетливо присутствует то, что Набоков называл привкусом неба.
Оксана Мысина, чьи актерские работы — всегда событие (достаточно вспомнить «Кухню» О. Меньшикова, «Самое главное» Р. Козака, «К. И. из „Преступления“» К. Гинкаса, «Московские истории о любви и браке» Б. Львова-Анохина, роли в кино и сериале «Семейные тайны»), создала очень стильный спектакль. При всей «вербальности» пьесы он не грешит, как многие актерские спектакли, велеречивостью и праздным символизмом. Нежесткая, пластичная режиссура Мысиной располагает актеров к тонкому, умному, убедительному самовыражению и творит театр интуитивный, чувственный, полетный. Неоднозначный, да. И временами — ускользающий. Но тем более интересный.
Еще одна удивительная особенность спектакля: его художник — 14-летняя Грета Денисова, ученица Московской городской детской художественной школы № 1 и архитектурно-дизайнерской школы «Старт». Ее живописные работы, представленные слайдами в окончание действия, в особенности — уникальный портрет Кихота, собранный из кукурузы, авокадо, огурцов и прочей флоры в манере Джузеппе Арчибольдо — пластически выражают благородную, оттененную симпатичной самоиронией, высокую наивность этого спектакля.

Маргарита Белая, 20-03-2003

In English
Новости
Оксана Мысина
Братство
ОКСи-РОКс
Форум
Касса
Ссылки




© 2003—2006, Театральное братство Оксаны Мысиной
E-mail: mysina@theatre.ru
+7 (495) 998-63-43 (пресс-атташе Оксана Ряднина)