title
Когда Бог создал Еву…

Московская правда
В самом «невезучем» московском театре, с превосходной актерской труппой и немыслимым географическим расположением «на опушке леса», в 30 минутах езды общественным транспортом от ближайшей станции метро, состоялась премьера, на которую стоит тем не менее ехать эти томительные полчаса от ст. метро «ВДНХ». Спектакль называется «Сиреневое платье Валентины». Пьеса Франсуазы Саган, комедия, однако же грустная и очень тонкая, вполне современная благодаря отличному переводу С. Володиной. Ее поставил Карен Нерсисян в сценографии и световой концепции Вадима Таллерова. А костюмы Янины Кремер и игра светом Виктора Васильева завершили абрис и атмосферу этого спектакля как некой пограничной субстанции между мечтой и реальностью, сном и явью, прозой жизни и вечно неуловимой мечтой о чистой и светлой любви.

Валентину, становящуюся неотразимо прекрасной в роскошном сиреневом платье и похожую на девочку-подростка в белом, бесформенном домашнем одеянии, играет Любовь Новак. Валентина — излюбленный тип героинь Ф. Саган: женщина, ищущая самое себя. Она праздна, потому что материально вполне обеспечена, она любима и вроде бы даже сама привязана к любящему ее мужчине, но постоянная жажда новизны ощущений, любви, подобной солнечным ударам, бросает ее из одних объятий в другие. Миги любви оканчиваются разочарованием. Привыкший к эскападам Валентины Жан Лу (Анатолий Сутягин) предпочитает не задавать лишних вопросов.

К сестре Мари (Наталья Беспалова) Валентина нагрянула после очередного любовного приключения, стыдясь возвращаться домой, к мужу. Сестры не встречались восемь лет. Но Валентина, привыкшая чувствовать себя свободно и комфортно в любой обстановке, как-то не замечает, что Мари сейчас не до нее: сестра без гроша и ведет судебный процесс за наследство, а выросший племянник Серж (Александр Топурия) еще только ищет собственный жизненный путь. Энергичная, деловая Мари Н. Беспаловой — это практицизм без иллюзий. Она и ходит быстро, и говорит уверенно и громко. Тогда как Валентина, приняв позу «лотоса» на белой, необъятных размеров кушетке, погружена в себя, свои мечты и грезы. Женщина-загадка для молодого, еще не испытавшего сильных чувств Сержа. И как тут не вспыхнуть любви между племянником и влекущей своей таинственностью тетушкой! К счастью, занятая судебной тяжбой Мари этого не замечает. Прежней подружке Сержа Лоранс (Екатерина Семина) дана отставка. Новая любовь Валентины зыбка и призрачна, как это уже не раз бывало. Зато Сержа она затронула глубоко и всерьез. Тем временем Мари выиграла процесс с помощью адвоката мэтра Флера (Игорь Чуриков), успевшего, увы, безответно влюбиться в свою клиентку. Из скромной гостиницы семья переехала в просторные апартаменты, в доме появился величественный мажордом, требующий, чтобы его называли Оракул (отличная работа в почти бессловесной роли Александра Курского).

Думает ли героиня Л. Новак о завтрашнем дне? Вряд ли. Она испытывает ту самую новизну чувств — любовь мальчика! — которую искала всегда. И звонок мужа, разыскавшего ее, беглянку, без адреса, не столько удивляет, сколько огорчает. Сладкий сон прерван, проза жизни ворвалась в прекрасную ирреальность, надо возвращаться домой. По возможности Валентина оттягивает момент расставания со своими сладкими грезами, но Жан Лу настойчив, и ей приходится подчиниться. Жаль мальчика, но что поделать… Так уж устроена жизнь.

Вся роль Валентины у Л. Новак соткана из полутонов, недосказанных слов, вспыхивающих и тут же гаснущих импульсов. Мыльные пузырьки, сверкающие, но живущие одно мгновение. Истинно женский характер в его первозданности, каким, говорят, Бог наделил Еву. И тем сделал женщину вечно желанной и непостижимой для мужчины.

На спектакле, когда в зале, полном, с приставными стульями, была преимущественно молодежь, невольно подумалось: дойдет ли до них вся тонкость и сложность нюансов пьесы, не заскучают ли они без модных ныне приколов, прикидов и прибамбасов? Не заскучали. Сидели тихо, слушали внимательно и реагировали очень точно. Значит, не все пропало, и даже «на опушке леса» зрителя берет за живое глубина чувств, непредсказуемость человеческих взаимоотношений, а не только броскость формы. Будь жив Борис Александрович Львов-Анохин, он, наверное, был бы доволен этой работой своего театра.

Наталия Балашова, 12-11-2001

In English
Новости
Оксана Мысина
Братство
ОКСи-РОКс
Форум
Касса
Ссылки




© 2003—2006, Театральное братство Оксаны Мысиной
E-mail: mysina@theatre.ru
+7 (495) 998-63-43 (пресс-атташе Оксана Ряднина)