title
Эмиль Капелюш покоряет пространства

Санкт-Петербургские Ведомости
Заниматься любимым делом и быть профессионально незаменимым _ мечта для многих почти неосуществимая. А потому опыт тех, кому удается совмещать «приятное с полезным», особенно ценен для окружающих. Театральный художник Эмиль КАПЕЛЮШ — один из самых востребованных сценографов не только в Петербурге, но и в России. Неоднократный лауреат и номинант премий «Золотая маска» и «Золотой софит», автор сценографии десятков спектаклей, он отдает работе, кажется, все свое время. Сцены — большие и малые, провинциальные и заграничные, академические и авангардные — отвечают ему уважением и покорностью.

В последние сезоны не бывает месяца, чтобы в городе не вышла хоть одна премьера со сценографией Эмиля Капелюша. Судите сами: «Фрекен Жюли», «Каприччио», «Вечный муж», «Загадочные вариации», «Хочу сниматься в кино», «На кабельных работах осенью 69»… После очередной творческой победы с художником встретилась журналист Мария КАМЕНЕЦКАЯ. 

 — Нехватка работы — это, конечно, не про вас. По-моему, бывает, что вы и по три спектакля в месяц выпускаете?.. Что, безусловно, отрадно. Но не отражается ли огромный объем работы на качестве?

 — Главная и даже, пожалуй, единственная причина, по которой одновременно выходит сразу несколько моих премьер, заключается в том, что большинство театров нашего города, к сожалению, не имеют четкого плана работы и выпуска спектаклей. А поскольку сейчас я могу сам регулировать свои планы и выбирать, чем заниматься, а чем _ нет, качество от количества не меняется.

Надо уметь отказываться, чтобы не допускать халтуры. Я непременно отказываюсь, если с режиссером не достичь взаимопонимания или если драматургия оставляет желать лучшего. Когда я берусь за спектакль, значит, делаю это ради чего-то и мне важен прежде всего качественный результат.

Безусловно, деньги тоже имеют значение, хотя из десяти моих премьер в сезон одну-две я делаю бесплатно, а бывает, что даже вкладываю свои средства.

 — Каждый раз, приступая к новому спектаклю, вы, как я понимаю, должны заполнить «голое», пустое пространство. Сцена для вас, словно чистый лист. Как происходит загадочный процесс наполнения его атмосферой будущего спектакля?

 — Я отношусь к театру, как к живому организму. Так, наверное, режиссер относится к актерам. Поэтому мне всегда интересно посмотреть на свободное, еще не одетое театральное пространство, на его рельеф, стены, люки, железный занавес… Надо угадать тайну заданного пространства. Иногда это понимание и дает мне толчок для мысли и фантазии. 

Попытка что-то увидеть, разгадать _ само по себе увлекательное занятие. Часто пространства кажутся бессмысленными, обреченными на провал, но и их можно вовлечь в игру. Так произошло со спектаклем «Орнитология» на Малой сцене Александринского театра или, например, в выставочном зале Музея-квартиры Достоевского, где режиссер Георгий Васильев поставил «Вечного мужа», _ безликий прямоугольник переменился до неузнаваемости.

 — Есть ли у вас любимые спектакли?

 — Их слишком много, и не хочется по невнимательности кого-то обидеть, поэтому перечислять не буду. Могу лишь сказать, что мне действительно жаль, что больше не идет «Мрамор», так как артиста Николая Лаврова уже нет с нами. С «Мрамором» у меня связаны очень дорогие воспоминания. Люди, собранные вокруг этого спектакля _ начиная от технического персонала и заканчивая актерами, одинаково хорошо относились и к работе, и друг к другу. Каким-то чудом эти отношения сохранялись на протяжении всего времени, пока «Мрамор» жил. Что в театре почти недостижимо.

Мы показывали этот спектакль только в галерее «Борей», несмотря на то, что были очень заманчивые предложения гастролей. Но мы рассудили так: поскольку «Мрамор» за время существования оброс мифами и стал некой легендой для тех, кто его не видел, не спектакль должен ехать к зрителям, а пусть зрители приходят сами. Кому-то это удалось, кто-то дойти не успел…

 — Есть ли у вас время и силы заниматься чем-то еще помимо театра, например живописью?

 — Даже при очень напряженном графике я делаю все, чтобы находить возможность время от времени «выпадать» из круговорота событий, исчезать на месяц-другой для всех, кроме моей семьи, и делать что-то «для себя». Думаю, что в течение года надо найти время и место для выставки.

 — Какие премьеры с вашей сценографией нам ожидать в ближайшем будущем?

 — В Александринском театре я готовлю «Вишневый сад» вместе с режиссером Романом Смирновым (с ним не так давно мы выпустили в Театре на Литейном «Каприччио»). Начинается очень интересная работа с Григорием Дитятковским в Театре сатиры на Васильевском. Многого жду от продолжения нашего союза с Петром Шерешевским. .. Все эти проекты для меня чрезвычайно привлекательны.

Мария Каменецкая, 14-02-2001

In English
Новости
Оксана Мысина
Братство
ОКСи-РОКс
Форум
Касса
Ссылки




© 2003—2006, Театральное братство Оксаны Мысиной
E-mail: mysina@theatre.ru
+7 (495) 998-63-43 (пресс-атташе Оксана Ряднина)